. Красноярская средняя общеобразовательная школа - Мероприятия
"Красноярская СОШ им. Г.Н. Кошкарова"
Вторник, 11.12.2018, 12:48
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Книжная выставка – обзор « Пишу я о природе»,

посвященная 145- летию со дня рождения М. Пришвина

        Мы поговорим о писателе, которого читатели называли волшебником или колдуном, сказочным Берендеем. Он понимал птичий язык и разговор деревьев, мог ощущать дыхание и движение листвы, каждой травинки и цветка. Это писатель – Михаил Михайлович Пришвин. Секрет его колдовства – в удивительной зоркости, когда в каждой малости открывается интересное и значительное. Пришвин так писал: «Пусто никогда не бывает в лесу, и если кажется пусто, то сам виноват». Михаил Михайлович Пришвин посвящал свои рассказы и сказки неразрывной связи человека и природы. Он считал, что «чудеса совершаются везде и во всякую минуту нашей жизни. Важно только увидеть их, услышать, почувствовать сердцем». Книги Пришвина, говоря его же словами – это «бесконечная радость постоянных открытий». Вспоминая своё детство, Пришвин писал, как часто он «уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня ещё не было, да и теперь в моей охоте необязательно. Моя охота была и тогда и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел и, может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался. Хозяйство моё было большое, тропы бесчисленные». Давайте представим себе, что и перед нами сейчас катится тот волшебный колобок, и мы идём вместе с ним в мир книг волшебника М. М. Пришвина. А настроят нас на это путешествие прекрасные картины природы. И так, отправимся в путешествие. Будем искать чудеса вместе, зорко вглядываясь и внимательно вслушиваясь. Представим себе, что мы в лесу. Поют птицы, где-то журчит ручеёк, трепещут листья на деревьях. Мы отправляемся за чудесами по лесным и луговым тропинкам. В природе всё не случайно, всё разумно. Нужно только быть внимательным, наблюдать терпеливо. Пришвин в «Лесной капели» писал: «Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза и возможность для человека жить прекрасно…». В своих произведениях он хочет нам сказать, что всё единственно и неповторимо, всё это нужно беречь: и цветок, который нам встретился на пути, единственный, и это грустная ива, что склонилась над водой, и этот ёжик, что перебежал нам дорогу в лесу. «… То, что мы обыкновенно называем природой – леса, озёра, реки, всё это слабо, как ребёнок, и умоляет доброго человека о защите». ( рассказ «Ястреб и жаворонок»). В своих произведениях Пришвин с юмором описывает и самих животных, и их поведение, и повадки зверей, и явления природы. Читая его рассказы, становится очевидным, что писатель живёт природой, дружит с ней, разговаривает, делится с ней своими тайнами, и природа отвечает ему тем же. Например, в рассказе «Говорящий грач», Пришвин рассказывает, как повадился к нему на подоконник летать грачонок. Хозяин подкармливал его гречей и постоянно спрашивал:«Кашки хочешь, дурашка?». Когда через месяц закончилась крупа, и есть стало нечего, случилось вот что:

- Стук, стук! – на подоконнике грач долбит в стекло.«Вот и мясо!»- явилась у меня мысль (я был очень голоден).Открываю окно, и хвать его. А он прыг от меня на дерево. Я в окно за ним к сучку. Он по выше. Я лезу. Он выше и на самую макушку. Я туда не могу, очень качается. Он же, шельмец, смотрит на меня сверху и говорит:

- Хо-чешь каш-ки, ду-раш-ка? В рассказе Пришвина «Выскочка» - короткий рассказ, читающийся на одном дыхании. В нем автор говорит нам о повадках сорок, ворующих косточку у собаки Вьюшки. Сорока-выскочка лишилась хвоста из-за своей глупости, не послушавшись предостережений никого из своей сорочьей семьи. Умной же собаке Вьюшке достаточно было потерять одну косточку, чтобы получить урок и в следующий раз быть хитрее. Закончилось наше путешествие в царство Берендея. Ребята, природа не всем сразу раскрывает свои секреты. Свои секреты природа раскрывает только наблюдательному, заинтересованному и любящему природу человеку. В мире есть много интересного, загадочного. И узнать обо всём этом нам помогут книги. Чем больше будем читать, тем больше будем знать.

Приятного чтения книг М. Пришвина

Литература:

1.М.М.Пришвин Говорящий грач: Рассказы.- М.: Дет лит.,1984.-94с.

2.М.М. Пришвин Кладовая солнца: рассказы и сказка-быль.- М.:ООО «Издательство АСТ»,2005.-169с.-(Хрестоматия школьника)

3. М.М.Пришвин Избранное.- Кемерово, Кемеровское книжное издательство,1979.- 128с.

4.Рассказы и сказки советских писателей.- Свердловск: Сред.- Урал. кн. изд-во,1990.-544с.

5. М.М.Пришвин Лесной шатер.- М.: Изд-во «Бамбук»,1999.-102с.

 


КОНКУРС ЧТЕЦОВ "ЖИВАЯ КЛАССИКА" (сценарий, презентация)


13.03.2017 года в Красноярской СОШ имени Г.Н.Кошкарова – филиала МАОУ «Уватская СОШ» прошла литературная гостиная «Образ женщины в произведениях В.Г.Распутина», целью которой было знакомство с жизнью и творчеством этого выдающегося человека и писателя, познакомиться с образами женщин.

    Одна из основных тем русской литературы – тема жизни и смерти. Но у Распутина она становится самостоятельным сюжетом. Она побуждает других людей задуматься о том, достойно ли они живут, не зря ли будет прожита их собственная жизнь, не погрязли ли они в ненужной суете и мелких эгоистических желаниях.

    Образ женщины в русской литературе всегда страдальческий. Редко найдешь героиню счастливую и внутренне независимую, разве только Наташа Ростова из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». В произведениях В.Распутина женщины не могут жить без любви, без самоотверженного служения родным и близким. Чего же ищут героини его произведений? Утешения или правды, надежды или веры? Думается, что все это у них уже есть. А просят они у нас только понимания. Такого же, на которое способен писатель. 

 

Мифы о петухе

 

   В народных верованиях славян Петух являлся вещей птицей и наделялся способностью противостоять нечистой силе. Еще в языческие времена Петух считался воплощением огня. В старину славяне посвящали своему высшему божеству, Святовиду, белого петуха. Поэтому западные славяне до сих пор считают, что белый петух приносит в дом счастье.

   У восточных славян также не принято держать черного петуха: в этом случае супруги часто ссорятся. Южные славяне, наоборот, предпочитают иметь в хозяйстве черных петухов. По их представлениям, "белый петух — черный хозяин". Вообще, в народе считают, что без петуха не будет водиться скот, у коровы станет безвкусным молоко. Полагалось, чтобы петух был бойким и драчливым. Если семья разделялась, то обе семьи заводили себе новых петухов.

   Петух почитался как символ плодородия. Он был одним из основных "участников" свадебного обряда. Из петуха готовили ритуальное блюдо для празднования окончания жатвы. После уборки зерновых сербы закалывали петуха на гумне, его кровью окроплялось зерно, которое первым бросали в землю при севе.

   Петух традиционно полагался у славян символом жизни. "Чтобы петухи опели", — говорили далекие предки, и выносили постель покойника на три дня в курятник на опевание петухам. Сила жизни должна вытеснить смерть.

   Красный петух в народном представлении связан с пожаром. Старые люди уверяют, что, когда пожар начинается от молнии, с неба спускается пламенный петух прямо на крышу. Фраза "пустить красного петуха" — значит, поджечь что-нибудь. Верили, что если в хозяйстве умрет петух, то случится пожар. Если петух кричит и бьется в окно, то этим он, опять-таки, предсказывает пожар.

   В славянских верованиях крик петуха обладает способностью отгонять нечистую силу. " Петух поет — значит, нечистой силе темной пора пришла!" — говорили в народе, твердо веря, что с вечера до "первых петухов" положено бродить по земле всякой нежити. "Петух поет — на небе к заутрене звонят!" — приговаривали благочестивые старцы, уверенные в правильности предания: мол, как перестанут петь петухи, так всему миру конец... Однако пение кур (куроклик) считается самым недобрым предзнаменованием. Бывает, что и курица петухом поет! — эта пословица применительна к людям, которые берутся не за свое дело да еще и заранее похваляются сомнительным успехом.

   Всем славянам известно поверье о неурочном пении петуха. У южных славян таких петухов называют "кривци", "мамници". Они поют, когда кто-то родился или умер, предсказывают смерть слышащему, заманивают на улицу, чтобы причинить зло. Дабы уберечься от них, заслышав после полуночи крик петуха, полагалось выбросить из дома горящий уголь или выстрелить из окна. Особое мифологическое значение имеет крик петуха на вечерней заре и в полдень. Широко распространены поверья о том, что петухи, поющие в это время, предрекают смерть или перемену погоды.

   Когда петух к ночи поет не во время, это значит, что он видит некошного (т. е. черта или домового) и гонит его. Отсюда и поверье: чтобы не задавила нечистая сила, нужно при крике петуха поворачиваться на другой бок. Свят дух на земле, дьявол сквозь земли. Это оберег от нечистой силы. Так говорят при крике петуха. При переходе в новый дом наперед пускали ночевать кошку и петуха. Это делалось для изгнания нечистой силы.

  Ответ — Не родился, не крестился, а все дивятся, что его черти боятся — петух. Древние славяне считали петуха надежным оберегом от черта и любой нечистой силы, поэтому старались завести во дворе петуха поярче и поголосистее. Пропажа петуха считалась несчастьем.

   Бытовало поверье, что петуха нельзя долго держать в хозяйстве. Сербы ежегодно в день Ильи-пророка режут на пороге старого петуха л заводят нового. По их представлениям, старый петух может навлечь на хозяина смерть или превратиться в бесовское существо. В старину рассказывали, что семигодовый петух снесет маленькое яйцо и загребет его в навоз. Из этого яйца вылупится змей или другое дьявольское существо, принимающее вид огня, искры, кота, маленького человечка, цыпленка. Это нечистое существо. Три года оно исполняет все желания хозяина, но потом забирает его душу. Питается этот нечистый молоком и яичницей без соли.

   Одно старинное предание также говорит о связи петуха и змея: Когда-то давным-давно на Смоленщине лежал огромный убитый змей. Окрестные Жители пытались засыпать его землей, но ничего не могли сделать: землю сбрасывало с тела. По совету знахаря, землю стали возить маленькие дети на возках, в которые запрягали петухов и кур. Сброшенная с этих возков земля сама разрасталась на змее. Так над змеем был насыпан курган.

   Популярен петух и в святочных гаданиях. Чьего корму петух с курицей наперед поклюют, той быть замуЖем. Коли петух в зеркало поглядит, то Жених щеголь будет.

   Петушиная подруга — курица — также не осталась в стороне от древних поверий и обрядов, сказок и поговорок, примет, небывальщин и загадок.

   Не петь курице петухом, (а и петь, так на свою голову) — т.е. запоет, когда ей голову отрубят. По поверью, курица, запевшая петухом, сносит яйцо, из которого высиживает василиска (т. е. дракона, змея).

   Цыплят (у курицы) по осени считают. (По мифологическим представлениям, это — забота домового, который считает домашнюю птицу по наличности голов, и за каждую отсутствующую строго спрашивает с хозяина и хозяйки.)

   А уж с Бабой-Ягой у курицы по-всякому мифологическая связь непременная. Все знают избушку на курьих ножках. Свиная закута соломой заткнута. В сказке это — Дом Бабы-Яги. Он же — одинокая могила (в лесу, у дороги); гроб, домовина, где живет (лежит в сказке) скелет — костяная нога. А курьи ножки — ножки под гробом, чтобы он дольше сохранялся в могиле.

   Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом! Курица и дом на курьих ножках также соотносимы с Бабой-Ягой, которая олицетворяет первопредка либо саму Смерть.

   Существовал некогда на Руси языческий праздник Доды — поминовение всех умерших и особенно родителей. Курица была поминальной жертвой. Позднее, в христианскую пору, возник как преемник праздник Деды, курячий праздник, курьи именины — Кузьминки, отмечаемый 1 ноября/14 ноября вдень святых бессребреников Космы и Домиана. В день курьих именин шутили: мол, в этот день "петух с курицей лягается, а курица петушится". Смысл праздника Деды сохранился. Курица осталась поминальной жертвой, суп из курицы — обязательное поминальное блюдо. Еще назывался этот праздник петушиный, кочеты. Молодежь устраивала веселые гулянья, парни рядились в яркие шапки с подобием петушиного гребешка.

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018 Конструктор сайтов - uCoz